Иногда бывает так, что смысл сделанного понимаешь несколько позже. Задумавшись вечером о фильме Висилица, я увидел смысл, которого ранее не замечал, или даже не вкладывал. Если вспомнить, момент, когда герой оказывается в точке излома времени и постигает его тайну, чтобы использовать в своих целях, то его настигает случайность, не позволяющая осуществить задуманное. Время как материя бережёт себя от воздействие, но дело ни только в этом. Дело в том, что желание человека – овладеть, овладеть временем, овладеть энергией, овладеть женщиной, овладеть картиной мира, овладеть знанием. Как только человек владеет он сразу же старается сделать объект себе полезным, приносящим пользу. Здесь, объект приносящий пользу теряет своё истинное значение, более того, он противится подобной роли. В моём фильме, случайность сохраняет время как объект невозможности познания. Но сама невозможность, неоконченность это ещё один злой рок, с которым человеку приходится мириться, или чем-то заполнять. Жизнь человека не обладает полнотой, он всегда в шаге от истинного знания и чем быстрее он шагает к нему, тем ловчее оно от него убегает. Мой герой был в шаге от истинного знания, от практического применения, ему оставалось немного, только встать и уйти с новым знанием в свою жизнь, чтобы получить пользу от его применения – обрести полную власть. Случай не дал ему сделать, в момент когда герой был ближе всего к своей цели, его спустили с лесенки, выражаясь языком простым. Отсюда важный момент – это отсутствие полноты, человек никогда не будет обладать исчерпывающими знаниями. Я прихожу к выводу, что это закон природы. Природа, материя, хочет оставаться в себе, быть непознанной, может служить делу исключительно восторгу созерцания. Примеры из истории. Человек овладел атомной энергией, колоссальной энергией, но катастрофа на ЧАЭС показала, что он не владеет ей полностью, что энергия может вырваться. Более мелкие катастрофы говорят лишь ни о владении, а заигрывании с ней. Весь опыт медицины говорит о том, что люди лечат с успехом одни болезни, открывая другие, от которых в итоге и умирают. Если раньше умирали от холеры, то теперь умирают от СПИДа. Ещё один неизвестный закон, который уничтожает людей, вносящий в жизнь случай, подарка. Жизнь снова загадка, человек со свойственной ему неутомимостью не может её решить. Сможет ли однажды он узнать полноту мира, открыть все законы и излечить от всех болезней? Нет. Сейчас многие говорят о наномедицине, благодаря которой надеются победить рак, но я уверен, что на смену раку придёт другая болезнь, более жестокая, более свирепая, которая также будет вырывать человека из контекста жизни и уносить в небытие. В начале 20-ого века, когда открыли щитовидную железу, многие надеялись, что с её помощью смогут омолодить человека, продлить его жизнь, но увы. Щитовидная железа оказалась лишь одной открытой дверью, за которой была другая, с большим амбарным замком. Пока единственный закон жизни – это то, что однажды человек перестаёт существовать, а проще говоря, умирает. Единственный закон – это ощущение не полноты, щемящее чувство пустоты, которое каждый человек заполняет по-своему. Все в чем преуспел человек – это в заполнении пустоты, ему требуется всё новый и новый раствор, чтобы заполнить всё снова и снова. Я думаю, что эта мысль была главной у Гёте в его Фаусте. Его рецепт – был одним из таких растворов, которым Фауст заполнил пустоту. Фауст не мог мириться с тем, что тайны не будут разгаданы никогда, эликсир молодости и бессмертия не будет найден. Гёте воспел вероломное стремление человека открывать новые тайны и.. ставить себе новые загадки. Мой герой, своего рода быдло-Фауст, который, даже поняв тайну времени, не смог мыслить как посвященный. Он поплатился своей жизнью, именно за ту косность, которую не изменило даже такое сильное знание. Своего рода гимн конечности человеческой натуры, её оконченности, оформленности, косности и постоянству. И только это его качество роднит с миром, вселенной и космосом. Есть и другие трактовки, в частности, один мой знакомый сказал, что этот фильм о обществе, которое не даёт человеку развиваться. Как только человек что-то постигает, то оно в буквальном смысле бьёт его по башке. Чтобы в итоге человек остался именно тем, кем он был в самом начале – быдлом. Не скрою, мне лестно слышать трактовки, разные, придумывать, в том числе их и самому. Жаль, что я не сказал этого в зале, очень жаль, что направил людей по ложному следу. Но тогда я и сам с трудом понимал своего фильма и о чем он. Да и неуверен, что и теперь точен с этой трактовкой. |