АРС ПЕГАС: КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОММы встретились возле кафе «Кафка», к сожалению, там был банкет и чтобы пообщаться мы пошли в двор. Разговаривали…дороге Арсений: 2005 год, только пошёл второй срок Путина. Сейчас очень смешно слышать разговоры о экономической стабильности, потому что тогда, комбинированный обед стоил 50р. В него входил кусок пиццы, стакан колы, картошка фри и сырный соус. Сейчас это стоит в районе 200 р. ЬУТЫ: Для одних стабильность, а мы попали в такую категорию людей, для которых нет стабильности. Мы пришли в двор. Где расположившись на лавке стали общаться. Это всегда самый сложный момент, начинать общаться с человеком, которого ты только увидел и стихи, которого читал. ЬУТЫ: Ну давай общие вопросы, обратил внимание, что на всех выступлениях ты в очках. Это почему? Арсений: Да, распространённый вопрос. В начале я выступал без очков. Было дело, что выступал без очков, но как-то очень быстро я их нацепил. Если не лукавить они мне понравились. Такие очки были у Егора Летова моего кумира, плохое слово, в общем так или иначе… ЬУТЫ:Учителя… Арсений:..да хорошее слово. Потому что на сцене уходишь в себя и очень, ни то, чтобы я смотрю в зал, иногда смотрю. Именно такие взгляды украдкой, поэтому очки в этом помогают. В общем, мне тяжело без них. ЬУТЫ:А что, ты когда, например в зал обращаешь свой взгляд, что ты там видишь? Есть такое, чтобы что-то отлегло в памяти? Арсений: Мне интересно смотреть до того, как всё началось и сразу после. ЬУТЫ:А во время, когда читаешь стихи, что ты видишь? Арсений: Приятно ловить взгляды людей, заинтересованные. Нет, здесь речь идёт не о самолюбии, а скорее о том, что ты видишь людей, видишь их, ни то, чтобы заинтересованность, а рождение концертной ауры – что пришло много людей и им хорошо. Вот. И что ты являешься непосредственным участником этого действия. Это здорово. Кайфуешь непосредственно от этого зрелища, а не от факта самолюбования и самовлюбленности, хотя, этот элемент тоже присутствует. ЬУТЫ:А как ты думаешь с какой целью и для чего приходят люди на эти вечера? Арсений: Для меня это отчасти для сих пор загадкой остается. Люди как приходят так и уходят, потом приходят новые. Кто-то, чтобы скоротать время, найти новые знакомства, кто-то за ответами на вопросы, которые себе задают. Если это совсем молодые ребята и девчата, то их мучают вопросы, которые они перед собой ставят, грубо говоря, социализируясь в этом мире, взрослеют. Им хочется чего-то нового. И здорово, что кому-то из них это даёт поэзия. Ответы на эти вопросы. ЬУТЫ:Т.е. они приходят ради ответов? Арсений: Ну можно и так сказать. ЬУТЫ:Ты бы мог определить, он пришёл так, а этот пришёл за другим. Арсений: Да нет ЬУТЫ:Но бывают опытные психиатры, которые определяют на глаз. Наверное, это с опытом приходит. А как такая идея и кому пришла проводить ЛитПон? Арсений: Эта идея во мне давно сидела, потому что, я достаточно скептически относился к тому, что происходит на литературной сцене Москвы. Мне не нравилось, что она чересчур андеграундная, чересчур закрытая, самый главный момент, подчеркиваю, поэты читали для поэтов. Это меня очень расстраивало и это не правильно. Можно сравнить с тем, что изобретатели, что-то изобретали, собирались вместе, показывали бы это друг другу и расходились по домам. А широкие массы этими изобретениями не пользовались, поэтому я решил сделать литературные вечера, которые в первую очередь будут собирать зрителей и людей, которым интересна поэзия. Чтобы зал не полнился поэтами, недопоэтами и вообще графоманами, а чтобы приходили люди со своими интересами- учёбами, работами, личными жизнями, и им бы хотелось откусить кусочек искусства. Громкое слово, но ты понимаешь, о чем я. Именно понедельник. Куда человек пойдёт в понедельник? Он не пойдёт, даже если это студент-раздолбай, тем более, если офисник, вряд ли эти люди пойдут на рок-концерт, диско или какую-то тусовку, ведь следующий день – вторник. А послушать стихи, лёгкую музыку в кафе, попить чайку, кофейку… Почему бы и нет? По-моему, понедельник самый лучший день. Как раз в остальные дни людей проблематично затащить в литературное или в околоискусственное что-то. Как-то так. Такой концепт. ЬУТЫ:Понял, а как ты это организовывал? Как ты объяснял людям, тем, кто держит кафе. Как ты объяснял им, что здесь будет вечер… Как эту идею ты объяснял, как ты её предлагал? Арсений: Тогда непосредственно родилась идея с человеком. Он был промоутером. Он сам предложил, потому что понедельник для него был мёртвый день и он предложил что-нибудь придумать. Ну я предложил сделать ЛитПоны, он сказал хорошая идея. Так что не пришлось никому объяснять. Если говорить в общем ключе, то, конечно, сложно такие вечера делать где-либо. Потому что коммерческая подоплёка у них минимальна. Если человек пришёл слушать стихи, ну что он закажет? Чай, может чего-то выпьет. Коммерческая подоплёка минимальна. Но опять же, понедельник… Бывали жадные хозяева, люди. Ну ни просто жадные, а люди другого толка капиталисты, бизнесмены, они по-другому смотрят на жизнь. Элемент наглости тоже присутствовал, понедельник – мёртвый день и без моих вечеров, там бы столько людей не было. ЬУТЫ:Был такой идиотский вопрос, обществу лучше талантливый химии, чем талантливый художник. .. Арсений: Ну это… Провокационный вопрос. Наверное, лучше, не знаю. Но это, опять же, какие-то несравнимые категории. ЬУТЫ:Как ты отвечаешь на этот вопрос для самого себя? Арсений: Я отвечу очень банально. Каждый должен заниматься своим делом. Не бывает, чтобы все были физиками, или литераторами. Просто, всё должно быть в меру, всё должно быть уместно. Не надо хаять физику и возвышать поэзию и наоборот. Всему своё время, всему своё место. ЬУТЫ:Как ты думаешь, у искусства имеются какие-либо цели или задачи, или же это такой интуитивный акт? Арсений: Пожалуй, склоняюсь ко второму. Ведь цель, задача – это уже прикладное, надстройки над базисом. Базис представляет собой интуицию. Вот этот первородный базис. Что у нас в груди, в мозгах, что заставляет двигаться, творить… Всё остальное – это прикладное, надстройка.. ЬУТЫ:Т.е. их по факту, ни каких таких, мир изменить там, если громко. Арсений: Изменить мир… Меняй себя и мир вокруг себя и может мир изменится. Может творчество, правильное творчество (какой-то тоталитарный термин), в общем, на мой взгляд, творчество должно заставлять думать, задуматься, оно не должно быть абсолютно бесцельным. Но, понимаешь, это всё очень дико субъективно. Цели и задачи творчеству в какой-то мере и творцы придумают, и люди, извини, за глагол, которые потребляют это. От «цель» и «задач» мы не уйдём, но я неуверен, что они здесь первостепенны. Т.е. искусство ради искусства. ЬУТЫ:Да, интересный ответ. Я даже об этом задумался. Арсений: Ну тут можно долго думать. ЬУТЫ:Ты когда-нибудь ошибался в своих стихах? Вот, к примеру, ты пишешь какой-то стих, в него очень веришь, а потом проходит время и ты «Ой, врал, врал, врал»? Арсений: Нет, такого не было. Правда, нет. Я считаю, что поэт должен быть искренним перед самим собой, да и как любой человек. Иначе зачем это всё? Искренность – это залог творчества, поэтому… Нет, я в своём творчестве не вру, ни себе, ни своим слушателям, читателям. Зачем? ЬУТЫ:А никогда не бывало, это же иногда бывает случайно, от какого-то заблуждения… Арсений: Нет, по жизни я могу как-то лукавить и другим, и самому себе, ни чего хорошего из этого не выходит, но только не в стихах. В стихах, наоборот, стараюсь во всём этом лукавстве других людей, своём, разбираться и выставлять, размышлять над этим. Но чтобы в стихах врать, нет, это уже клиника полная, шизофрения. Повторюсь, на мой взгляд. У других поэтов может быть другой взгляд. ЬУТЫ:И ещё очень интересно услышать было бы, что такое Маяковские чтения? Арсений: Да, я в них участвовал неоднократно и, наверное, ещё поучаствую. Эту штуку придумали ещё в 50-х, насколько я помню, когда открыли памятник Маяковскому, но тогда эти чтения очень быстро прикрыли. Что неудивительно. Ну а сейчас их решили возродить молодые ребята – местами нацболы, местами коммунисты, местами левые, антифашисты, экологи, в общем вся нынешняя оппозиция. Она, мне прямо скажем, не вся нравится, но это вопрос политики, а не поэзии. Так или иначе, в первую очередь это позиционировалось ни как политический акт, а как поэтический. Люди собираются в последнее воскресенье месяца, у памятника Маяковского, и читают стихи. Но опять же, могу включить свой скепсис, в последнее время расстраиваюсь по поводу засилья графоманов вокруг. Туда приходит множество графоманов и действительно стоящих авторов раз-два и обчёлся, на мой взгляд, другие могут считать иначе, ну а так или иначе, люди приходят и читают стихи, прохожие останавливаются, иногда собиралось под 100-150 человек, особенно когда пытались запретить, туда приходила милиция. Об этом говорила «Эхо Москвы», подраскрутили, приезжали съёмочные группы, ну и плюс это совпадает с Триумфальной площадью, где бузят наши несогласные, посмотрим, что будет весной. Я думаю это получит новый виток развития, как и в социально-поэтическом, так же опять и в политическом. ЬУТЫ:А ты имеешь какое-то отношение к оппозиции? Арсений: Нет, только к метафизической оппозиции, т.е. я против власти нынешней… ЬУТЫ:А почему? Арсений: (с удивлением) Почему????? Ну как, мне не нравится, что происходит у нас в стране, я могу долго перечислять. И это в моём творчестве перечислено. Мне не нравится, как у нас решён национальный вопрос, не нравится вся ситуация с чеченской республикой, не нравится всеобщая коррумпированность, не нравится, что мы едем в совок, просто открыто, декларировано. Можно долго ещё говорить, но по-моему достаточно. ЬУТЫ:Я тебя прекрасно понял. Арсений: Нет у меня анархизма, что любая власть насилие над людьми. ,Но у нас такая формация, что без власти никуда. С одной стороны она за нас не отвечает, но всё-таки есть какие-то институты, которые мы сами для себя обеспечить не сможем. Но любому образованному человеку это понятно. Мне близки идеи анархизма, но они утопичны… А всё, что утопично обычно.. ЬУТЫ:..привлекает… Арсений: Нет, оно плачевно заканчивается. Но это мы уже ушли в философский дискурс. А говорили о власти. Ну не нравится она мне! ЬУТЫ:Ок, а какое бы определение ты дал твввввввввворчеству?(еле выговарил это слово) Это, что такое? Арсений: Это то, что нас отличает от животных в первую очередь. Животные не творят. У них нет творчества. Мольер хорошо сказал про человека, человек это обезьяна, которая познала смех (я ржу) Арсений: Точнее юмор, смех-то у них тоже есть, они ржут, но у них нет юмора. ЬУТЫ:И речь, обратил внимание? Арсений: Ну да… ЬУТЫ:Я тут обратил внимание, около дома стоял и увидел, что там кошки… Их вот много, и они сидят, греются, ебуться, а потом я думаю «Блин, а они же это делают абсолютно молча» и мне так их стало жалко. И, представь, так всю жизнь ты сидишь молча, молча, молча, молча… Арсений: Но помоему они не парятся по этому вопросу. Это их не парит особо. ЬУТЫ:К сожалению, они чего нам не скажут по этому поводу. Арсений: Я наблюдал картину, как минты закидывали бомжа снежками. Сам сначала не поверил. Они натурально кинули в него несколько снежков. Это интервью набирает интересный оборот. ЬУТЫ:Ну оно общее. Вопросов, говоря откровенно, нет. Всё, что хотел услышать, услышал. Всё Арсений: Всё???? Коротко! ЬУТЫ:Курц унд бендих, как говорят немцы. Дальше уже общаемся по пути к метро. ЬУТЫ:Ты ездишь выступать с ЛитПонами… Арсений: Ну ни с ЛитПонами… ЬУТЫ:… в другие города… Арсений: Там написано «Литературный фронт «ОКОП» - это мои сорантники, литературное объединение. Да, еду в Липецк, в Тамбов, в Самару. Стараюсь расширять географию российскую. ЬУТЫ:Ну… и что… как тебя там встречают? Арсений: Могу тебе сказать, что та публика куда более благодарна, чем московская… ЬУТЫ:Здесь сытая, а ещё что, а ещё, а ещё… Арсений: Да, да, да… ЬУТЫ:Там, мне кажется, более искренняя, да? Арсений: Ну, это как-то слишком оскорбительно по отношению к Москве. В Москве более зажравшаяся публика. ЬУТЫ:Это менее оскорбительно? (смеюсь) Арсений: Зажравшаяся в культурологическом плане. (пауза ) Но на самом деле ни только. В Тамбове всё очень грустно. Я там был. Но с другой стороны, там водка дешёвая (думает). Тогда я ещё пил. Сейчас в завязке, напасти со здоровьем в последнее время. ЬУТЫ:А у тебя никогда не было, что ты знаешь чего ждёт от тебя зритель и ты делаешь то, что он ждёт? Арсений: Это бывает. Как тебе сказать, просто иногда нужно сделать то, что хочет зритель, чтобы потом сделать то, что ты хочешь. Если поменять местами будет не очень хорошо. Надо находить компромиссы. Но бывает душ. Холодный душ. Когда ты нафиг не нужен. ЬУТЫ:Как это часто это бывает? С какой это бывает периодичностью? Арсений: Достаточно хаотично. Ну, поскольку мы, ещё работаем на корпоративах, там это ощущается. Ну с другой стороны, за это конкретно платят деньги, так что, это другой регистр. Для меня сцена всегда тайна. ЬУТЫ:А было такое ощущение, что всё делаешь зря, в никуда, думаешь, кому это надо? Арсений: Было и ни раз. И Сейчас, я в таком состоянии нахожусь. Философском. Немножечко всё достало. Но думаю, что это чисто психология, из-за болезней. Наверное, тут вопросы творчества стоят на втором месте. Есть у меня некоторый творческий кризис, но я отчасти, реалист, и стараюсь из всего извлекать выгоду, в данном случае творческие кризисы называю периодами накопления. Поэтому, у меня сейчас период накопления. ЬУТЫ:А вот… или было, что вот делаю в никуда, ни чего… И как ты с этим уживаешься? Арсений: Но я всё равно продолжаю двигаться. У Летова спросили в чем смысл жизни, он сказал, что семечка, которая обронена в землю, она просто падает и начинает расти, а не начинает мучить себя вопросами, в чем мой смысл, что мне делает, а просто делает, то что нужно. Растёт. Мы упали в землю, надо прорастать, вперёд идти… Мы очень тепло расстаемся. Аресний пропускает меня в метро. Я уезжаю. |