ЕВГЕНИЙ: У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТАОткуда взялась идея издавать поэзию? Я люблю стихи с детства, люблю поэзию – это во-первых, во-вторых, её больше никто не издает. В результате выбор не большой, если я не буду издавать, то ни кто не будет издавать. А вас не останавливают определённые сложности с тем, что вы издаёте поэзию? Да нет, сложности меня только подстёгивают. Мне сразу их хочется преодолевать. У нас существует в России четкое разделение – есть издательское дело, а есть издательский бизнес. Издательский бизнес – никогда не будет издавать стихи, потому что они не продаются, у нас на сегодня из всех книг, которые издаются, только 2% поэтические. И в этих 2% входит вся мировая классика: Байрон, Гёте, Пушкин, Жуковский, а на современную поэзию остается очень маленькая толика. И, как правило, все эти проекты современной поэзии – не коммерческие. Деньги, которые вложены в этот проект – никогда не вернуться. Поэтому самое сложное – найти единомышленников, придумать способы, благодаря которым мы можем эту книгу издать, и, что самое главное, сделать всё, чтобы эта книга попала к читателю. Как вы, например, отбираете авторов? Это личные пристрастия? Отбираю авторов я, но это на самом деле, не сложно, потому что есть огромная масса людей, которая пишет стихи. Зайди на «стихи.ру» и увидишь, что там зарегистрировано 500 000 человек. На самом деле, в России поэтов – может быть 1 000 и из них, настоящих поэтов, может 200. Будем считать, что все-таки 1000. Круг на самом деле, не очень широкий. Я, как правило, издаю тех поэтов, которые незаслуженно забыты, т.е. которые уже имеют имя, которых в литературных кругах знают, но которые по экономическим причинам не способны издать книгу за свой счет, а второе - не издавались много лет. Т.е. у вас идея, скажем так, вернуть забытые имена? Ни только забытые, мы и с молодежью тоже работаем. Идея – найти таланты, из большого количества пишущих людей найти поэтов, и уже из оставшегося количества - найти настоящих поэтов и именно их издавать. А у вас, например, был такое, что окупались какие-то затраты на книги? Т.е. у вас был успешный коммерческий проект? У меня был один проект, расходы на который окупились. Он изначально был некоммерческим, потому что, все, что связано с поэзией – некоммерческое, он не для этого задумался. Но другое дело, что… мы выпускаем книжную серию «Петербургские мосты», именем каждого моста у нас обозначена поэтическая тема, вот когда вышла первая книга «Аничков мост» - это современные поэты о Петербурге, а Петербург – это город, о котором пишут очень многие. И вот мы собрали 97 авторов, со всего мира, очень много московских, из Канады, Бельгии – людей, которые любят Петербург. И вот эта книга стала самой продаваемой поэтической книгой за последние 5 лет. По сравнению, с Донцовой – это конечно ерунда, но для поэтической книги – это очень серьёзная заявка и получилось это неожиданно. Это можно считать успехом. Ну остальные проекты были менее успешными, с точки зрения коммерции? С точки зрения коммерции они были совершенно неуспешны. Просто провальные. Очень интересно узнать, может глупый вопрос, а что для вас стихи? Это что? Ну об этом можно разговаривать очень много. Я считаю, что это верхушка любой литературы, изначально литература пошла со стихов. Любые народные эпосы были написаны в стихотворной форме. И только в стихах можно достичь того, что твои эмоции, твоё душевное состояние дойдёт до слушателя. К сожалению, проза этого лишена. Я бы так поделил – есть стихи, а есть образцы поэзии. Стихи – это рифмованные слова, они могут быть написаны грамотно, с соблюдением рифмы, ритма, размера, но после прочтения в твоей душе ничего не остается. А есть образцы поэзии, которые тебе сразу… ты проникаешься, примиряешь на себя настроение автора и запоминаешь это надолго. Есть такое понятие, что каждая книга чем-то меняет нашу жизнь. Если подумать над этой фразой… Я бы поспорил… продолжайте… .. ну она действительно чем-то меняет. Даже одна маленькая мысль, которая пришла с помощью книги, пусть самая незначительная, но мы же не знаем как она отразится на нашем отношении к миру в будущем, что из этого разовьется. Вот поэзия то, что помогает посмотреть на мир, ни только своими глазами, но и глазами автора поэтических строк. Как вы думаете, почему у многих людей, у которых, к сожалению, нет такого желания посмотреть на мир глазами поэта? Ну это зависит от общечеловеческих качеств человека. Есть люди, которые абсолютно уверены, что только они знают правду обо всем окружающем, что только их точка зрения может быть правильной, им просто неинтересно любое другое мнение, а есть люди, которые любят все красивое: красивые картины, красивых женщин, красивую природу, красивые слова, красивые мысли и поступки – они любят стихи. Это ваши потенциальные читатели или авторы? Так скажем, читатели меньше. Поэзия – это, как сказал один из издателей, тот продукт, который в основном потребляют те, кто его производит. Очень обидно получается такая ситуация, что они замкнуты друг на друге… Но в итоге все равно это делается для людей. Когда мы проводим поэтические мероприятия – мы проводим через день. Моя деятельность ни только издание поэзии, но и привлечение широких масс к поэзии, т.е. почему был создан «Фонд поддержки» именно потому, что я знаю, люди любят стихи, они собираются за столом, наливают рюмку водки и поют песню – это тоже стихи, и я знаю, если до них донести, они и прочтут и запомнят и… что-то для себя почерпнут. Но, в нашем меркантильном мире, ни кто не будет им просто так дарить. Все хотят с них что-то получить и что-то продать. А поэзия не продается. Одинокий смех. Находятся люди, которые готовы делать это бесплатно, как «Аничков мост», я бросил клич, все кто над ней работал – работали совершенно бесплатно, московское издательство – делало верстку, наши редакторы, бесплатно редактировали, корректоры бесплатно корректировали. Это проект, бюджет у которого 0р.0 коп, потому что делали для души, для людей и от души. Я когда пилотный экземпляр принес нашему литературному критику - Лурье, и он узнал историю как эта книга появилась, он сказал: «Жень, на самом деле, самым заметным, нужным, востребованным становится только то, что делается бескорыстно». И мне это очень понравилось. Может поэтому и успех был такой у книги. А вас не обижает то, что вы делаете, не всегда востребовано? Вообще-то я верю в то, что это востребовано. Иначе бы не собиралось столько людей на мероприятия, иначе бы не было столько отзывов, иначе бы мы не приехали в Москву с нашими поэтическими гастролями. Я например убежден, что поэзия не востребована только потому, что про неё ни кто не знает. Вокруг очень много талантливых поэтов, даже среди молодых – очень много талантливых, и когда мне удается кого-то привести, и потом говорят «Женя, этот поэт - настоящее открытие и я не знал, что рядом со мной живет поэт, с таким восприятием мира, такими образами» - это хорошо. Очень многие не знают что у нас в этом мире есть то, что им могло бы пригодиться. Люди заняты выживанием. И собиранием денег. Да, когда человек начинает думать о душе, может быть, он приходит и в поэзию. Ни только в церковь, а пока человек занят тем, что заколачивает бабло – ему поэзия по определению не интересна, поскольку это только убытки. Купить книжку, заплатить за вход в музей. И не понятно, что он будет с этого иметь? Выгода не очевидна. Если я буду читать книжку, то получу что-то конкретное, или навык или там… э…. словами новыми буду выпендриваться, ну, в основном навык. К книге отношение потребительское, но вскоре, в связи с экономическими потрясениями, будет у людей время меньше и они пойдут…. В том числе и к вам в поэзию? Ещё вначала 20 века, Андрей Бедный сказал, что когда в стране полный бардак, политические, экономические потрясения, когда люди теряют веру, когда ломается на глазах их жизнь и они не знают, что делать дальше – возрастает интерес к поэзии. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но показательно, что вначале 19-х годов все ринулись к колдунам, экстрасенсам, но щас, постепенно, приходят всё-таки к поэзии – показатель как раз того что… пытается писать стихи 500 000 человек в России. Я не знаю радоваться этому или нет, но среди этой огромной бесформенной серой массы – жемчужины попадаются. И по количеству талантливых поэтов сейчас, мы уже давно обогнали серебряный век. Это очень интересно, а кого вы причисляете к обогнавшим серебряный век? Серебрянный век – он был закончен насильственно, он себя не пережил. Его взяли и отрубили революцией. И то, что он сам себя не пережил, то, что он сам все не высказал о себе. Они только сейчас начинают добирать. Сейчас появляются нео-футуристы, новые поэтические течения. А как я могу кого-то причислить? Это мне придётся перечислять 50 человек, которых я считаю большими поэтами. Ну а если навскидку, первое, что пришло в голову. Исключительно пару фамилий. Навскидку? Г.С. Гальпер – большой петербуржский поэт, Евгений Рейн, уже в преклонном возрасте, друг Бродского, который живет в Москве В.А. Лейкин, чье значение в современной поэзии трудно переоценить, потому как он вел свою студию современной поэзии, среди школьников дома пионеров и каждый второй человек в Петербурге, который пишет стихи – учился у него. И таких имен очень много. Т.е. вы верите, в какое-то развитие, в какой-то расцвет литературы? Определённо! Кстати, уже заметно, за эти 10 лет, что отношение меняется. Люди наелись тем, что сейчас основные СМИ пытаются в них втемяшить, как основной образ жизни – люди уже этому не верят, люди понимают, ими манипулируют, а главное люди стали понимать – им этого недостаточно. Деньги ещё никого счастливым человеком не сделала. И люди, которые родились в 80-ых годах, которые плохо помнят, как можно жить по-человечески и которые воспитывались на ценностях 90-х, они щас понимают, что счастливее не стали и что-то в своей жизни теряют. И что для мужчины иметь толстый кошелек – недостаточно. Как и для женщины. Сейчас модно говорить о миссии. Какая у вас миссия? Миссия? У меня нет миссии. Я просто делаю своё дело. Пока я это воспринимаю, как дело своей жизни – я счастлив, если я это начну воспринимать, как работу – способ зарабатывания денег, когда надо утром выйти, что-то сделать, то моё дело умрёт. А миссия, не миссия… Миссия всегда невыполнима. Ха-ха-ха. Есть мечта и всё. |